СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЯ, 644043, г. Омск, ул. Красный путь, д. 89, каб. 412
Тел.: +7 (3812) 23-65-41; +7 (3812) 23-52-40
E-mail: sotoo.ru@yandex.ru
RSS VK

Свободная торговля - не принцип, а средство для достижения цели!

Календарь новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Дата и время

Дата и время

Сообщество во ВКонтакте

 

Пользователи на сайте

Сейчас 12 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП

Какие предприятия могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно указанной статье к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 (далее – постановление № 702) и составляют:

для микропредприятий – 120 млн. рублей;

для малых предприятий – 800 млн. рублей;

для средних предприятий – 2 млрд. рублей.

При этом постановление № 702 применяется при расчете размера выручки за предыдущие периоды (календарные годы).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Может ли вновь учрежденный хозяйствующий субъект относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение того года, в котором он зарегистрирован?

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Уплата страховых взносов

Почему на индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, продолжают начисляться страховые взносы?

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам в части формирования их пенсионных прав, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» физические лица приобретают и утрачивают статус предпринимателя с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, начало и окончание уплаты страховых взносов поставлено в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и даты государственной регистрации прекращения им предпринимательской деятельности, а не от фактического периода ее ведения.

Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).

Предусмотрена ли возможность рассрочки при уплате страховых взносов?

Согласно пункту 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены указанным федеральным законом.

Плательщики страховых взносов вправе обратиться в органы контроля за уплатой страховых взносов с письменным заявлением об отсрочке (рассрочке) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Специальных требований к форме и содержанию такого заявления не предусмотрено. В заявлении целесообразно указать причину, препятствующую исполнению обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» определен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, согласно которому отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки):

по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов;

по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, - территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов.

Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).

Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Какие программы поддержки малых и средних предприятий существуют?

В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:

программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;

программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком;

программа гарантийной поддержки кредитования, реализуемая АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

В реализации программы задействованы все регионы страны.

В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:

поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 15 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1,5 млн. рублей на одного получателя поддержки);

модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 15 млн. рублей на одного получателя поддержки);

грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 500 тыс. рублей);

предоставление микрозаймов в рамках деятельности микрофинансовых организаций;

предоставление гарантий по кредитам в рамках деятельности региональных гарантийных организаций;

развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 15 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1,5 млн. рублей; субсидии социальным предпринимателям до 1,5 млн. рублей).

развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн. рублей на одного получателя поддержки):

имущественная поддержка со стороны бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;

поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта).

При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Где можно получить финансовые средства для реализации проекта?

Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:

создание региональных микрофинансовых организаций, основная цель которых обеспечение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) микро- и малым предприятиям. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). При этом займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа составляет не более 36 месяцев.

создание региональных гарантийных организаций, основной целью которых является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга, договорам предоставления банковской гарантии и т.п.) малых и средних предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70 % от объема обязательств малого и среднего предприятия перед финансовой организацией.

Для получения дополнительной информации о мероприятиях по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рекомендуется обратиться в уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.

АО «МСП Банк» направляет средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки в рамках данной программы рекомендуется обратиться в любой из банков-партнеров, действующих в субъекте Российской Федерации, либо непосредственно в АО «МСП Банк» по адресу: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 79; тел.: (495) 783-79 -98, (495) 783-79-66, официальный сайт: www.mspbank.ru.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

К основным задачам Корпорации относятся в том числе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки рекомендуется обратиться в Корпорацию по адресу: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1, тел.: (495) 698-98-00, официальный сайт: www.acgrf.ru.

Где можно получить поддержку для реализации инновационного проекта?

В Российской Федерации сформирована система институтов развития, деятельность которых направлена на организацию грантового и заемного финансирования инновационных проектов на разных стадиях цикла развития инноваций.

В число институтов развития входят следующие организации:

ОАО «Российская венчурная компания» (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб. д. 29, бизнес-центр «Серебряный город», 4 этаж, тел.: (495) 777-01-04, факс: (495) 777-01-06, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.rusventure.ru).

Фонд «Сколково» (контактная информация: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд 9, этаж 24, тел.: (495) 967-01-48, факс: (495) 967-01-96, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.sk.ru).

ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (контактная информация: 125284, г. Москва, Ленинградский проспект. д.31А, стр.1, тел.: (495) 789-47-30, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.rftr.ru).

ОАО «Роснано» (контактная информация: 117036, г. Москва, проспект 60-лет. Октября, д. 10А, тел.: (495) 988-53-88, факс: (495) 988-53-99, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.rusnano.com) .

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (контактная информация: 119034, г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5, тел.: (495) 231-19-01, факс: (495) 231-19-02, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.fasie.ru).

Фонд развития Интернет-инициатив (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб., д.29, стр. 4, тел.: (495)258-88-77, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.iidf.ru).

Поддержка инновационного предпринимательства также осуществляется в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В частности, по итогам реализации мероприятий программы в 2010-2015 годах в России будет действовать 101 центр поддержки предпринимателей в области инноваций и промышленного производства, в том числе:

29 центров кластерного развития в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, город Санкт- Петербург, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ростовская область, Самарская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;

35 региональных центров инжиниринга в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, город Москва, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Красноярский край, Курганская область, Липецкая область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Самарская область, Ставропольский край, Томская область, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Чувашская Республика;

17 центров прототипирования в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская область, Воронежская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Чувашская Республика;

6 центров сертификации, стандартизации и испытаний в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, г. Москва, Иркутская область, Красноярский край, Курганская область, Чувашская Республика;

4 центра коллективного пользования в следующих субъектах Российской Федерации: Московская область, Саратовская область, Волгоградская область, Ставропольский край;

2 центра трансферта технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская область, Ставропольский край;

2 центра коммерциализации технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Тюменская область, Пензенская область;

2 центра субконтрактации в следующих субъектах Российской Федерации: Тульская область, Кемеровская область;

1 центр дизайна в Пермском крае;

3 инновационных центра в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан.

Подробная информация о мерах поддержки инновационных предприятий представлена на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса по адресу: www.innovation.gov.ru.

Какую поддержку могут получить фермеры?

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Указанные меры поддержки включают в себя поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также компенсацию затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земельных участков в их собственность.

Для получения дополнительной информации о мероприятиях по поддержке малых форм хозяйствования на селе рекомендуется обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (контактная информация: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, тел.: (495) 607-80-00, факс: (495) 607-83-62, e- mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., официальный сайт: www.mcx.ru). Также подробную информацию можно получить по номеру «горячей линии»: 8-800-700-03-80.

Могут ли малые и средние предприятия, осуществляющие производство (реализацию) подакцизных товаров, а также добычу (реализацию) полезных ископаемых получить финансовую поддержку?

Товары, отнесенные к разряду подакцизных и полезных ископаемых, являются, как правило, высокомаржинальными товарами, реализация которых предполагает высокий уровень рентабельности.

Исходя из этого предоставление финансовой поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство (реализацию) подакцизных товаров или добычу (реализацию) полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), приведет к ситуации, когда такая поддержка будет предоставляться предпринимателям, которым она может формально не требоваться в силу наличия значительных экономических возможностей

Учитывая изложенное, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие данные виды деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» исключены из круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют право на получение финансовой поддержки.

При этом все иные формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут оказываться указанным субъектам предпринимательской деятельности.

Таким образом, если в учредительных документах хозяйствующего субъекта, а также в выписках из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого государственного реестра юридических лиц нет указания на производство и (или) реализацию подакцизных товаров, добычу и (или) реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также если хозяйствующий субъект реально не осуществляет указанные виды деятельности, то оказание предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовой поддержки таким субъектам малого и среднего предпринимательства допускается.

Вместе с тем Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены ограничения по осуществлению различных видов деятельности, в том числе по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, ранее получившими финансовую поддержку.

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства

Какую имущественную поддержку могут получить предприниматели?

Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

на возмездной основе (по рыночным ценам);

на безвозмездной основе;

на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В частности, перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 ноября 2015 г. № 818-р. Порядок предоставления предпринимателям имущества из данного перечня определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

По вопросам получения имущественной поддержки можно также обратиться в специализированные организации инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации.

Как выкупить арендуемое помещение у государства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предусмотрено два случая выкупа арендуемого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

В случае если арендуемое помещение не включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ, либо на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

В случае если арендуемое помещение включено в Перечень, преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

арендуемое имущество включено в указанный перечень в течение пяти и более лет до дня подачи заявления;

отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Согласно части 2 и 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, может по собственной инициативе реализовать право на приобретение арендуемого имущества путем подачи заявления в уполномоченный орган.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации.

В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 8 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение арендуемого имущества, в том числе достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства

Как предприниматель может защитить свои права?

Органами, обеспечивающими защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, являются:

1) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмен).

Правовое положение, основные задачи и компетенция бизнес-омбудсмена определены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ к полномочиям бизнес-омбудсмена относятся, в том числе, следующие полномочия:

обращаться в суд с целью признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

обжаловать вступившие в законную силу судебные акты судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

направлять в государственные и муниципальные органы, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

направлять в государственные и муниципальные органы обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

участвовать в выездных проверках организаций, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться отдельная должность бизнес-омбудсмена в субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу защиты нарушенных прав предприниматели могут обращаться к федеральному бизнес-омбудсмену (контактная информация: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, офис 216, тел.: (495) 649-18-23, официальный сайт: www.бизнес- омбудсмен.рф), либо к региональному бизнес-омбудсмену, действующему в субъекте Российской Федерации.

2) Прокуратура Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).

Осуществление надзора за соблюдением законов органами государственной власти и местного самоуправления отнесено к компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

3) Судебные органы.

Защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также может быть осуществлена в судебном порядке в соответствии с Гражданским или Арбитражным процессуальными кодексами Российской Федерации. При этом установлена возможность обжалования судебных решений (постановлений) в апелляционной, кассационной инстанциях, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

НАШИ ПАРТНЕРЫ