В 2020 году российский ритейл сработал слаженно и эффективно, а итоговые результаты оказались существенно лучше пессимистичных прогнозов.
Об этом рассказал Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в ходе совещания с представителями федеральных и региональных торговых сетей России, сообщает сайт ведомства.
- Пандемия в очередной раз доказала, что только согласованные действия всех участников рынка способны обеспечить сбалансированное развитие отрасли, - отметил глава Минпромторга России. – Необходимо одновременно учитывать интересы непосредственно торговли, производителей и поставщиков товаров, и, безусловно, потребителей, то есть наших граждан. Могу сказать, что ритейл в прошлом году сработал именно в таком ключе, слаженно и эффективно.
Для крупного продовольственного ритейла 2020 год в целом оказался успешным.
- Но мы понимаем, что это произошло, к сожалению, во многом за счет оттока покупателей из малого торгового бизнеса, - рассказал Денис Мантуров. – Как Министерство мы всегда выступали за баланс в структуре торговли, за развитие малых форматов, на которые нацелены тысячи производителей, от крупных агрохолдингов до частных фермеров.
Участники совещания обсудили взаимодействие крупного ритейла с субъектами МСП (как с местными локальными поставщиками, так и с малыми форматами торговли). Ритейлеры подтвердили готовность предоставлять небольшим предпринимателям максимальный доступ к трафику торговых сетей, сдавать по адекватным тарифам площади в закассовой зоне, развивать формат shop-in-shop, внедрять и реализовывать программы франчайзинга, а также поддерживать размещение малым бизнесом торговых точек и ярмарок вблизи своих магазинов.
У крупного и среднего ритейла есть социальная функция, которую они уже выполняют, соблюдая условия соглашений по фиксации цен на сахар и подсолнечное масло, которые были заключены между Минпромторгом России, Минсельхозом России, торговыми сетями и производителями продтоваров 16 декабря 2020 года.
- Благодарю всех участников соглашений, - подчеркнул Министр. – Совместными усилиями мы с вами смогли купировать проблему резкого роста цен на эти товары. Важно обеспечить соблюдение соглашений до завершения их срока действия, до 1 апреля этого года, и максимально использовать рыночный инструментарий, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций.
Он добавил, что масштабирования государственного вмешательства в торговую сферу, в том числе в ценообразование, не планируется, а Минпромторг России выступает за максимальное сохранение рыночных механизмов.
В свою очередь представители торговых сетей отметили, что именно сохранение рыночных механизмов в торговле позволит обеспечить изобилие продукции на полках магазинов, а также сохранить для ритейла инструментарий для самостоятельного балансирования цен на социально значимые товары. На совещании участники также рассказали о мерах, которые они используют для минимизации роста цен на социально значимые товары – это в том числе переговоры с поставщиками о неповышении цен, обнуление наценок на социально значимые товары, активное внедрение собственных торговых марок (в этом случае производителям не придется тратиться на рекламу и маркетинг, что позволяет снизить себестоимость товара). Одним из эффективных инструментов взаимодействия независимых торговых сетей с производителями было названо создание закупочных союзов. Такой формат может позволить небольшим торговым сетям и несетевой рознице приобретать товары у поставщиков по оптимальным условиям наравне с крупными сетями.
Существенное влияние на экономику розничной торговли оказывают высокие ставки комиссии за эквайринг – банковский тариф на безналичные платежи за товары по банковским картам. В рамках совещания участники приняли решение обратиться в Центральный банк Российской Федерации при поддержке Минпромторга России по вопросу возможного снижения ставок.