Аналитики АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) выяснили, что общий объем интернет-торговли в России по итогам 9 месяцев 2023 года составил 4,3 трлн рублей, что на 23% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Согласно результатам исследования, 2,8% (117 млрд рублей) из 23% приходится на трансграничный рынок, 97% (4,1 трлн рублей) — это продажи российских компаний интернет-торговли. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж России составляет 12,5%. Год назад в тот же период доля была 11%.
Топ-10 регионов по итогам 9 месяцев 2023 года выглядит так: Москва — доля в общем объеме продаж 18%, Московская область — 9,2%, Санкт-Петербург — 6,1%, Краснодарский край — 5,1%, Ростовская область — 2,9%, Свердловская область -2,6%, Нижегородская область — 2,2%, Самарская область — 2,0%, Республика Татарстан -1,9%, Красноярский край — 1,8%.
Практически во всех регионах страны увеличился объем онлайн-продаж и, как следствие, вклад в общие показатели — в среднем на 0,3–0,5 процентных пункта. За счет увеличения вкладов регионов заметно сокращаются доли тройки лидеров: так, доля Москвы с января по сентябрь в 2021 году составляла 20,1%, в 2022 — 19,9%, сейчас — 18%. Доля Московской области сократилась за эти годы почти на 2%, Санкт-Петербурга — больше, чем на 1%, а, например, Краснодар увеличил свою позицию почти на 1%.
«Тенденция на масштабирование интернет-торговли в регионах наблюдается начиная с 2020 года, и совершенно очевидно, что связана она прежде всего с ростом популярности e-commerce в стране. За эти годы компании активно инвестировали в развитие своей логистической инфраструктуры на местах, развивали партнерства с локальными бизнесами, и это напрямую повлияло на повышение качества сервисов и увеличение доступности товаров для всех россиян», — отметил президент АКИТ Артем Соколов.
Распределение товаров в топ-5 самых популярных в интернете с января по сентябрь 2023 года не изменилось: на цифровую и бытовую технику приходится 18,9% от всех заказов онлайн в денежном измерении (812,6 млрд руб.), мебель и товары для дома — 16,7% (720 млрд руб.), одежда и обувь — 15,3% (661 млрд руб.), продукты питания — 12,2% (528 млрд руб.), товары для красоты и здоровья — 8,1% (349 млрд руб.).
Однако, при сохранении первенства, товары-лидеры интернет-продаж начинают уступать свои доли другим категориям. Так, на «цифровую и бытовую технику» в 2021 году (аналогичный период) приходилось 24,7% всех продаж, в 2022 — 21,9%, в этом году снижение продолжилось, потеряли проценты также «мебель и товары для дома» и «продукты питания». Из топ-5 «одежда и обувь» и «товары для красоты и здоровья» получили прирост доли год к году в среднем 0,9%, остальные категории в среднем увеличили свои доли на 0,3–0,4 процентных пункта. Единственная категория, которая показала снижение объемов продаж с января по сентябрь 2023 года — «автозапчасти и авто-аксессуары» (-4%).
Критичных изменений в размерах средних чеков с января по сентябрь 2023 года не выявлено. Продолжился рост в категориях «спорттовары» +30%, «аксессуары» (сумки, ремни, головные уборы и проч.) +23%, «одежда и обувь» +14. Этот тренд стал заметен еще год назад, основной причиной может быть уход с отечественного рынка ряда брендов. В тоже время, при росте абсолютных значений, например, в категории «продукты» (528 млрд руб. +15%), средний чек снизился на 9%. Это говорит о том, что клиенты стали совершать заказы чаще, но меньшими объемам, то есть приобретение продуктов онлайн становится привычкой.