Всего за 1 квартал 2020 года по вопросам защиты прав потребителей в Управление Роспотребнадзора по Омской области поступило 705 письменных обращения (за 1 квартал 2019 г – 674).
По-прежнему превалирует число жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг (532), доля составляет 75,4% (за 1 кв. 2019г. – 70%), в сфере розничной торговли – 173 (24,6%), в том числе через «Интернет» - 27 (15,6%), сообщает Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.
В структуре полученных обращений в сфере защиты прав потребителей на услуги за 1 квартал 2020г. преобладают жалобы в сфере:
- жилищно-коммунальных услуг – 362 (68%);
- услуг связи – 52 (10%);
- финансовых услуг – 64 (12%);
- услуг в сфере бытового обслуживания – 29 (5,4%).
За 1 квартал 2020 года доля обращений, перенаправленных для рассмотрения по подведомственности полностью или частично в иные органы, составила 32,3% (228 обращений), за аналогичный период 2019г. – 35% (236 обращений).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав.
Внеплановая проверка на основании письменного обращения о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей может быть проведена только в случае соблюдения претензионного порядка урегулирования спора (п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
За 1 квартал 2020 года всего проведено 27 контрольно-надзорных мероприятий на основании жалоб на нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе 12 контрольных закупок, из них в ходе 22 (81,5%) мероприятий по контролю выявлены нарушения обязательных требований.
За отчётный период проведено 84 предварительных проверки по поступившим обращениям, вынесено 26 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По обращениям, в которых отсутствовали сведения о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, сведения, указывающие на наличие события какого-либо правонарушения, а также информации о соблюдении претензионного порядка рассмотрения, по итогам их рассмотрения были подготовлены разъяснения действующего законодательства, а также 152 образца претензий и исковых заявлений; 9 исков в защиту прав потребителей, из них – по 2 иска рассмотрено, по которым требования удовлетворены полностью либо частично. В пользу потребителей присуждено денежных средств на общую сумму 177 000,0 руб., в т.ч. 23 000,0 руб. – в счёт компенсации морального вреда (остальные иски находятся на рассмотрении).
5 жалоб отозвано потребителями, в связи с удовлетворением претензий в досудебном порядке, потребителям заменены товары, устранены недостатки, возвращены денежные средства за некачественные товары (услуги) на сумму более 28 т.р.